Анастасия Тихонович

Настя Тихонович о том, как создать подкаст, найти свое и ничего не бояться

С Настей мы знакомы уже около года. Прошлым июнем я впервые услышала название "Крути педали". Еще я впервые услышала себя со стороны. Благодаря Насте. С тех самых пор я давно хотела пообщаться с этой девочкой о ней. О том, как она решилась создать свой подкаст, как ей удается так много трудиться и где раздают ту самую смелость, которой нам так не хватает для начала своих проектов.
Настя Тихонович, какая она?

Много лет назад я была в Питере. Я тогда посмотрела на этот город и подумала, что я такая же переменчивая, как погода в Питере. Мой парень Максим считает, что это минус, потому что в жизни должна быть стабильность. А я учу себя быть менее переменчивой: в своих вкусах, взглядах, в еде, в одежде, в увлечениях, в учебе… Поэтому, да, переменчивая, как погода в Питере


Как так произошло, что ты решила делать подкаст?

Моя история началось с подкаста «Веб-Сарафан» с Таисией Кудашкиной. Я услышала о ней от одного видеоблогера и подумала «Подкасты? Что это вообще такое?». Как большинство людей, я никогда не использовала то самое фиолетовое приложение в айфоне.

Еду я на дачу и слушаю какой-то очередной эпизод Веб-Сарафана. А потом думаю: «Блин, у меня есть столько классных идей!». И тогда я задумалась о том, как это, что это и возможно ли. Я начала просто гуглить, как это делается. Когда я увидела такие название как «RSS», «коды» и прочее, я подумала, что это какое-то программирование: я совсем не поняла, как это работает. Слова «хостинг», «домен» и остальные инородные понятия страшно пугали, поэтому, я отложила реализацию этой идеи.

В какой-то момент я все-таки решилась. Я завела блог «Как девушка-гуманитарий решила создать подкаст за 60 дней» на Wordpress. Мне захотелось рассказывать о том, как я это делаю — создаю подкаст. И это была полностью провальная идея, потому что блог занимал больше времени, чем создание подкаста. Зимой я начала искать дизайнера, который смог бы мне сделать логотип. У меня был очень маленький бюджет размером в 50 долларов. Через какое-то время я нашла украинского дизайнера на сайте Behance, так как у меня было специфическое задание: «Крути педали» должно было быть написано по-русски. То есть, ни один иностранный дизайнер не мог сделать мне это, потому как у них просто нет нужных шрифтов. В общем, я нашла мальчика из Киева, который за 50 долларов сделал мне классный стартовый лого. Сейчас я уже все вижу по-другому, но на тот момент я подумала «Вау, как круто!».

А «Крути Педали» потому, что с детства я люблю велосипеды. Для меня это ассоциация с тем, что нужно двигаться, подниматься в гору и преодолевать трудности.

Сколько прошло времени от момента, когда у тебя появилось желание делать подкасты, до момента, когда ты реально начала что-то делать для реализации этой идеи?

Я долго решалась, около полугода. Я тогда переехала в Вену, началась учеба и я в принципе пыталась понять, кто я и что я делаю. Меня внутри очень беспокоило то, что у меня есть эта идея и я ничего не делаю для ее реализации. Поэтому я решила, что стоит хотя бы попробовать и посмотреть, что из этого выйдет.

Когда я начинала, я понятия не имела, сколько времени занимает создание одного выпуска и что это равно полноценной работе. Было много причин, много переживаний и даже «А кто его будет слушать?». Короче, я очень долго сомневалась.

Ты сказала, что ты практически не слушаешь сейчас подкасты. Почему?

Я практически не слушаю русскоязычные подкасты. У меня был период — полгода — когда я не выпускала подкасты, потому что я себя очень плохо чувствовала. У меня не было сил ни на что, в том числе на работу над каналом. Когда я вернулась в режим и мы начали вместе с Настей Мозговой работать, я стала поглощать подкасты. Во-первых, я начала слушать свои выпуски, чего раньше никогда не делала. Когда ты слушаешь свой подкаст, пытаясь представить себя на месте своего слушателя, ты сразу видишь, где есть проблема, где звук не очень, а где много воды. Во-вторых, когда ты слушаешь чужие подкасты, ты постоянно вылавливаешь форматы. В общем, я не слушаю подкасты для удовольствия. Я скорее слушаю их для работы.

Ты знаешь, Елена Крыгина, топовый визажист в России, после выпуска своей книги как-то сказала: «Я себя намеренно ограничиваю от любой информации, касающейся индустрии, чтобы никаких лишних шумов. Я должна сама генерировать идеи». Как относишься к такому подходу?

Скажу честно, что когда я создавала подкаст, я взяла идею у Веб-Сарафана. Сейчас, когда я слышу первые эпизоды, я слышу не себя, Настю Тихонович, — я слышу Таисию Кудашкину и программу Веб-Сарафан. На самом деле — это норм и это ок. Когда вы начинаете, вы слизываете идею у кого-то. Это нормально. У меня не было представления, как это должно быть. Я не училась на журфаке, я не знаю, как брать интервью. У меня было просто общее понятие. Сейчас, при прослушивании ранних выпусков я слышу вопросы, которые я бы уже никогда не задала. Или задала бы совершенно другими словами. Поэтому вначале пути это очень нормально — брать у кого-то идею.

Все уже было ранее придумано.


Именно. На самом деле, я слушаю разные подкасты. Из русскоязычных очень люблю Медузу. Медуза точно так же слизывает форматы и идеи. Они не копируют в точности все вопросы у других каналов, но форматы они заимствуют. Когда, например, я услышала об их подкасте «Как жить», где три ведущие отвечают на вопросы слушателей, я случайно нашла подкаст, который работает по той же схеме. Окей, возможно, они действительно пришли к этому сами. Но не исключено, что за этим стоял research и прослушивание сотни других подкастов.


В моем случае, разница была лишь в том, что я не знала, как взять чужой формат и переделать его под себя. Медуза - знает, и делает это красиво и грамотно.
Подкаст — такой формат, где люди любят слушать интервью или рассказы на определенную тему. Ты и Настя Мозговая недавно блестяще нарушили все стандарты, создав еженедельный выпуск о своих фаворитах в музыке, книгах, фильмах и прочем. Что вас подтолкнуло? Это ты пришла к Насте и сказала: «Настя, надо!»?

Это как раз был тот самый период, когда я поставила на паузу работу над подкастами. В какой-то момент я поняла, что жанр интервью очень сильно меня ограничивает. Есть заранее подготовленные вопросы, ты заранее знаешь ответы. А далее, самая важная часть — это постпродакшен. Постпродакшен — это такая же креативная часть, как и запись самого подкаста, но интервью не давало мне возможности проявить себя в этом. Все, что я делала — это просто резала ненужные фразы и вставляла фоновую музыку. Это скучно. Это самая рутинная работа, которая может только быть. И на подсознательном уровне я понимала, что мне это не нравится.

Однажды, я слушала подкаст Кирилла Скобелева с Дашей Центер, где они говорят о фаворитах. На мой взгляд, оно суховато - слишком долго и не хватает музыки. Поэтому я решила скомбинировать эти два жанра, добавить живые разговоры людей и сделать так, чтоб слушатель почувствовал себя участником разговора и событий подкаста.

Я думала, что самой разговаривать — это скучно. Я бы сама себя не слушала. Поэтому мне нужен был человек, который так же любит подкасты, как и я. У которого в запасе много информации и которому есть, чем поделиться со слушателями. Я написала Насте, не ожидая, что она согласится. А она пришла в восторг от идеи. В этот момент я поняла, что я человек все-таки командный. Мне этого очень не хватало. Это держит в тонусе и не дает сбавить обороты, так как над подкастом ты трудишься уже не один. И ответственность есть не только перед гостем, но и перед участниками.

На постпродакшене работаю я, но Настя сейчас такой же равноправный участник игры, как и я: мы советуемся, утверждаем тематику вместе и координируем его тоже вместе. Плюс, у нас есть еще дизайнер Маша, которая трудится над веб-сайтом для подкаста.


Ты еще будешь работать с форматом интервью?


Да, обязательно, я не закончила работать в этом направлении.

Как обстоят дела с выбором приглашённого гостя? У нас в век цифры каждый сам себе селеба, каждый сам себе трендсеттер. Как из этого моря «личностей» пригласить того самого человека и услышать ту самую историю?

Ключевое то, что я пишу людям, которые мне интересны и которым мне немножко страшно писать.
Варе Веденеевой, например, мне писать было жутко страшно. В день интервью я проснулась в пять утра и пила валерьянку, чтобы угомонить свои эмоции.
Как относишься к YouTube, не было желания уйти в видеоблогинг?

Мне кажется, что я занялась подкастами именно потому, что я не умею разговаривать на камеру. Жутко стесняюсь.

Окей, это причина личная. А если смотреть в сторону монетизации — не думала, что YouTube все-таки легче монетизировать, чем подкаст-канал?

В нашей стране подкаст монетизировать очень сложно. Я думаю, что нам необходимо еще пару лет, чтобы рекламодатели посмотрели не только в сторону YouTube, но и подкастов. Сейчас эпоха возрождения подкастов, если хочешь. У нас это новый формат и для некоторых он все еще остается непонятным.

То есть, за границей подкасты слушают большее количество людей, чем у нас?

Однозначно. Вообще, у нас подкасты только набирают обороты. И у них большое будущее.


Как настраиваешься на работу, когда лень побеждает, а дело точно нужно сделать сегодня?

Мне всегда очень тяжело себя усадить за стол. Я себе обычно говорю: «Так, все, Настя, успокаиваемся, садимся за стол и работаем 25 минут». Если после 25 минут желание так и не появилось, значит, нужно встать и идти играть в теннис, прогуляться или пить чай. Но на самом деле, исходя из моего опыта, 25 минут превращаются в 5 часов работы. Моя проблема заключается в том, что я не знаю меры. Особенно это касается работы над подкастом. Для меня сложно сесть за работу и встать, чтобы на следующий день желание продолжать не пропало. Когда на часах час ночи, а хочется еще немного поредактировать — на следующий день я уже ничего не хочу.

За час до сна я стараюсь выключить все социальные сети, все гаджеты и спокойно перейти в режим отдыха.


Это правда, что в какой-то момент ты даже решила максимально ограничить времяпровождение в социальных сетях?

Я не люблю Facebook, очень давно хочу оттуда удалиться. Я не с кем там не общаюсь. Касательно других социальных сетей: я мало публикую, когда у меня запара. Я честный пользователь. Когда у меня много дел, или я нервничаю, я не могу публиковать фото, где мне весело. Наверное, человек - социальная сеть — это совсем не про меня. Я очень непостоянна там. Мне кажется, что мне никогда не удастся нарастить большую аудиторию просто потому, что я общаюсь отрывками.
А в работе тебе не мешают социальные сети, ты на них не отвлекаешься? У меня, например, рефлекс руки.

Я сама этим периодически страдаю. Чтобы избежать этого, использую приложение Forest, где нужно выращивать деревья. Обожаю его! Оно платное, это немного иная версия Pomodorro. Ты можешь выставить временной блок для работы, например, 35 минут. Если в это время ты зайдешь в социальные сети, дерево умрет. Там же ты собираешь монетки и за определенное их количество ты, кажется, можешь посадить реальное дерево в Африке. Я недавно посадила одно дерево, вот, коплю на второе! Как человек, любящий природу (даже виртуально), стараюсь себя мотивировать именно такими вещами.

Второй лайфхак: я кладу телефон за монитор компьютера. Он не должен находится в поле моего зрения, тогда это не отвлекает.

Мы знаем тебя, как человека, безусловно, очень образованного, целеустремленного и твердого в своих решениях. А какую Настю мы не знаем?

Вредную, капризную, очень внутри переживающую за все и с большим грузом воспоминаний, которые уже пора бы отпустить. Но они, почему-то все еще держат.

Социальные сети отображают только одну маленькую часть тебя.

Я вообще не доверяю социальным сетям и людям, которые слишком много времени там проводят. Всегда возникает вопрос: если ты так много времени тратишь на виртуальную жизнь, то что ты делаешь в реальной? Да и все мы там немного играем: кто-то больше, кто-то меньше.

Я очень честна перед своими подписчиками. И честность моя заключается в том, что определенным вещами я просто не хочу делиться. Я не чувствую себя обязанной делиться всем. Когда у меня не все в порядке, я просто пропадаю из виртуальной жизни, потому что реальная — намного важнее.

Я очень люблю инстаграм, мне кажется, что это очень интересная и перспективная платформа. Я в какой-то мере зависима от нее, потому как, если я хочу развивать подкаст, мне нужно регулярно общаться со своими подписчиками и поддерживать активность. Но в то же время я часто чувствую, что я не хочу этого делать. Я не хочу публиковать каждый момент своей жизни.


Почему, прямо сейчас, нужно подписаться на тебя и прослушать подкаст «Крути педали»?

Вам не стоит подписываться ни на меня, ни на подкаст, если вы не чувствуете, что хотите этого. И в то же время стоит. Потому что все, что я делаю — я делаю с большой любовью. А еще, перед каждым выпуском подкаста я задаю себе вопрос: «Это все что ты могла сделать?». В свое дело я вкладываю все, что у меня

Инстаграм Насти: @curlybondgirl
Подкаст "Крути педали": здесь



ПОНРАВИЛСЯ ТЕКСТ? У НАС ЕСТЬ ЕЩЕ!