ИНТЕРВЬЮ: ИЗДАТЕЛЬ ИЯ СТЕПАНЮК

ВОТ ЭБАУТ РЕКЛАМА
История Ии захватывает ровно, как и ее необычное имя — с первого звука. Ведь девушка создает эстетическую газету и развивает свой необычный проект во многих городах Украины. В интервью спрашиваем Ию об эстетике, издательстве газеты и смелости.
Почему именно газета? Как ты пришла к тому, чтобы делать именно такой необычный сегодня формат печатного издания?

Выбор формата издания — неслучаен. Почему, собственно, газета, а не журнал, блог или онлайн-платформа? Потому что «газета» — это наиболее демократичный формат медиа. Это простое, понятное и проверенное временем средство массовой информации. Выбор этого формата — это своеобразный реверанс в сторону «газетного романтизма» — движения, созданного качественной периодикой еще в начале прошлого века. К тому же вся наша небольшая дружная команда, все мы — немножко романтики и верим, что print is not dead, поэтому и остановились именно на газете.


[Esthète] Газета — о чем она и для кого?

[Esthète] Газета — это об искусстве, об архитектуре, дизайне, литературе, немного о стиле жизни и о путешествиях. Кто наша аудитория? После выхода первого номера, я бы сказала, что наши читатели — это молодежь, которая интересуется вышеперечисленными темами. Правда, после выхода второго номера, анализа данных продаж и того количества фидбеков, которые мы получили, я отказываюсь от привязки к молодежи. К моему удивлению, газету читают самые разные люди. Наверное, это потому что наши материалы хоть и являются об искусстве или архитектуре, но написаны и поданы таким образом, чтобы их было интересно и понятно читать. И не только людям, которые, так или иначе, касаются этих отраслей, а вообще всем, кто уже взял газету в руки.
Как часто выпускается газета?

Сейчас один раз в три месяца, но в ближайших планах - запустить [esthète] Газета Дайджест, который будет выходить раз в месяц. Он будет меньшего формата и в черно-белой печати, но качество контента однозначно сохранится.


Долго ли ты думала над тем, создавать ли этот проект или нет?

Я была уверена в том, что свой проект стартовать нужно и я это сделаю. Это решение было принято мной очень быстро, немного больше времени ушло именно на оформление идеи в четкий план действий и, собственно, запуск работы.

Училась ли ты где-нибудь издательскому делу? Если нет, как получала знания и навыки в данной сфере?

Издательскому делу не обучалась. Во всем, что касается технических вопросов печати нам помогает типография, с ней нам очень повезло. Правда, теперь уже после выхода в свет двух номеров газеты у меня появилось множество совершенно новых знаний о том, например, что такое плотность и рыхлость бумаги, процент желтизны, какие фото ок для печати, а какие будут выглядеть плохо, что такое пластины для печати и спуски печати, и сколько это все стоит. Словом, учусь по ходу дела. А вот с журналистикой была знакома и работала в этой области уже несколько лет до старта своего проекта.

Расскажи немного о процессе производства одного номера? От идеи до доставки в точки продаж?

Как это было с двумя номерами газеты, которые уже вышли в свет: сначала у меня появляется идея каких-то ключевых материалов. Начинаем работу над ними, а потом ищем еще контент, который был бы интересным для читателей. Работаем над этим всем. Я большое внимание уделяю визуальному контенту для издания. У нас нет фото, «скачанных» из интернета. Я не вижу в этом смысла, потому что это все можно увидеть онлайн, не тратя времени и средств на газету. Я пытаюсь получить эксклюзивные фото и иллюстрации, которые бы не просто понравились, а поразили бы и запомнились нашим читателям. Если мы пишем о новом Лувре в Абу-Даби, то фото для материала нам посылает пресс-служба Лувра. Если публикуем репортаж об Индии, то берем эксклюзивные работы фотографа, который только что вернулся оттуда и сделал очень чувственные кадры. Когда весь контент сформирован, за дело берутся дизайнеры и оформляют все это в нашу фирменную верстку. Здесь мы все немного спорим, но уже после первой-второй бессонной ночи страсти и споры утихают и мы сдаем номер в печать. Всегда очень волнительно ехать в типографию за первой распечаткой тиража. За это время тысячи раз прокручиваешь в голове, ничего ли не забыли, молишься литературно-корректорским богам, чтобы, по крайней мере, в крупных заголовках не было ошибок :), потому что ничего нельзя будет исправить. Забираем тираж из типографии, перечитываем, обсуждаем, что можно было бы сделать лучше, и развозим по точкам продажи.

Сколько у вас человек в команде?

Сейчас нас трое и еще мы работаем с фрилансерами: журналистами, иллюстраторами, фотографами.


Как тебе удалось выстроить такую довольно широкую сеть распространения газеты, ведь ее можно найти во множестве мест по всей Украине?

Это произошло как-то само собой. С некоторыми заведениями я договаривалась сама, другие писали нам, что хотели бы продавать газету, потому что увидели ее где-то в соцсетях и она им понравилась. Я была приятно поражена, насколько положительно люди отзывались на наши предложения о сотрудничестве. Мы расширяем сеть распространения и хотим иметь больше точек продаж на востоке Украины, работаем над этим.


Какие сложности возникают в подготовке печатного выпуска Esthète gazeta?


Сложностей хватает. На старте проекта нереально много времени забрал дизайн и верстка. Трудно координировать работу лит.корректоров, авторов и верстки, особенно уже ближе к дедлайну. Но это все рабочие моменты, преодолевая которые работать становится легче.


Ты предприниматель или творческая личность?


Однозначно — творческая))

Что можешь посоветовать девушкам, которые мечтают открыть свое дело, но никак не решаются?

Совет будет только один — собраться с силами и мыслями, и просто начать. Да, просто начать работать. Я встречала много девушек очень талантливых, креативных и творческих, которые почему-то находятся в каком-то «подвешенном» состоянии, в состоянии ожидания или какого-то невероятно долгого обучения, постоянного совершенствования, хотя давным-давно уже пора начать, наконец, работать.


Чем ты вдохновляешься? Как ищешь идеи для новых выпусков?


Хотела сначала сказать, что меня вдохновляют путешествия, но правильнее будет сказать, что меня вдохновляет смена обстановки. Я такой человек, которому постоянно нужна смена декораций, необязательно ехать или лететь куда-то далеко, километраж не имеет значения, важны какие-то новые эмоции, новизна увиденного. А также меня вдохновляет хорошая качественная литература, не могу без этого.
Как восполняешь творческую энергию?

Очень просто — провожу время offline. Слушаю музыку, смотрю арт-буки, иду на прогулку с собакой.


Твои любимые ритуалы в течение дня?

Думаю, прозвучит довольно тривиально, но это кофе — без него день не начинается. Обязательно у меня должны быть под рукой блокнот и карандаш/ручка, в сумке у меня бывает по 2-3 записных книжки. Я многое записываю вручную, даже тексты время от времени пишу сначала от руки, а потом переношу в компьютер. Мне важна обстановка, в которой я работаю. Как ни странно, не могу работать в кафе или коворкингах, даже самых уютных. Там меня отвлекает шум и я часто теряю мысль, не могу сконцентрироваться. Поэтому работаю в домашнем офисе: здесь у меня все оборудовано таким образом, чтобы мне хотелось творить))


Ты веришь в girls power и в то, что украинские женщины способны на все?

Да, верю! Я не перестаю удивляться, какие классные проекты стали реализовывать девушки в Украине: ткут невероятные ковры, снимают нереально крутое видео, развивают арт-сферу, создают десерты на 3D принтерах, я могу продолжать этот список еще очень долго, а сколько всего я еще не знаю... Поэтому однозначно да, девушки в Украине сейчас просто супер-молодчинки и главное — не останавливаться!
Инстаграм Ии: @___i_y_a___
Инстаграм [Esthète] Газета: @esthete.gazeta

ПОНРАВИЛСЯ ТЕКСТ? У НАС ЕСТЬ ЕЩЕ!