Даша Птицами

Дизайнер керамической посуды Даша Птицами о сложных процессах и вдохновении

Даша Птицами — одна из самых талантливых керамистов в столице и за ее пределами. Абсолютно каждое из ее изделий хочется приобрести, а фирменный стиль узнаваем издалека. Мы узнали у Даши, с чего она начала свой профессиональный путь, где находит идеи и что посоветует начинающим гончарам.
Профильное образование и первые шаги

Керамика появилась в моей жизни почти 8 лет назад, но осознание того, что хочу ею заниматься — 4 года назад.

После девятого класса я поступила в колледж в Киеве на факультет декоративно-прикладного искусства. Мне очень нравится эта история. Ведь собиралась я на совсем другой факультет — графический дизайн. В школьные годы видела себя дизайнером интерьера. За день до экзамена я пришла на консультацию, услышала, что на факультет прикладного искусства недобор студентов, а на графический дизайн наоборот — большой конкурс. Я немного струсила, что не смогу поступить, и для перестраховки переподала документы на керамику. По итогам экзаменов я бы попала на графику, но мне нравится, как все произошло. На тот момент я понятия не имела, что такое глина. Отчетливо помню первое знакомство с ней. Эта была первая пара лепки, ознакомительная.

Первое изделие — стакан, из которого сейчас я бы смогла сделать вазу :) На него у меня ушло 40 минут. Хорошо это помню. Сейчас такой же стакан я могу сгончарить где то за минуту-две. А если вернуться во времена первого знакомства с глиной, это была статуэтка оленя, у которого отвалилась нога и рог при первом обжиге. Именно у меня, из всех 15 человек в моей группе. Склеивать между собой элементы в керамике важно очень. Поэтому задание я провалила:)
О НАЧАЛЕ ПУТИ И СОЗДАНИИ БРЕНДА
Стиль

Стиль — это почерк. Почерк — это узнаваемость. Я считаю, что нужно пробовать как можно больше разных комбинаций с разными материалами, цветами и фактурами. Экспериментировать и выбирать то, что близко тебе, то, что больше всего подходит. Почерк любого дизайнера, художника и исполнителя чего либо — это в первую очередь о самом человеке, его характере, предпочтениях, его ценностях и темпераменте. Фантазию можно развить, но важно прислушиваться к себе.


Иногда, кроме основного моего дела — керамики, я рисую. Рисую не в том привычном, сдержанном и монохромном стиле, в котором делаю посуду, и от этого я получаю удовольствие. Я могу выразить ещё одну сторону себя и моего характера, нарушая уже выработанный, сдержанный стиль. Мне нравится разные стили, но это не значит, что я буду это делать и воплощать, потому что я не чувствую, что я должна это делать. Я хочу это приобрести у другого человека, который этим занимается. Последнее время я наблюдаю много скопированных идей, не только своей посуды. Если человек копирует тот или иной продукт с коммерческой целью — это подделка. А зачем быть подделкой, копируя кого-то, если можно быть индивидуальным?! Для этого просто нужно прислушиваться к себе. Цениться именно это. Всегда. Лично для меня.
О ПОИСКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Мне нравится управлять материалом, задавать ему ритм, переход от плавной линии в острый угол. Например, такой может быть ваза, светильник или даже умывальник. Глина — материал которым можно управлять, как хочешь, если научиться. Его можно приручить, но на это нужно немало времени и терпения.
4
О ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОСУДЫ

Этапы, детали, нюансы

Первый этап — это подготовка глины: ее нужно вымесить, чтобы в ней не было воздуха. Дальше это центровка глины — самое сложное и основное в гончарстве. Если пренебрегать этим этапом, в конечном итоге вряд ли что то получится. Когда глина отцентрована, нужно сделать прокол, учитывая толщину будущего дна изделия. А дальше формование изделия. Если нужна высокая форма, вытягиваем цилиндр вверх, если плоская — растягиваем по плоскости гончарного диска. Когда нужный силует достигнут, убираем ненужную воду и глину гончарным ножом. Дальше срезаем изделие от диска и форма сохнет , от трёх дней до недели или даже полторы. Дальше, первый обжиг — утильный. Затем второй — глазурный. Если нужно, третий (например золото). Изделие готово.
О ВДОХНОВЕНИИ
Путешествия

Я мало где была. Сегодня я возвращаюсь из Берлина. Он по-своему на меня повлиял. После него хочется больше выражаться через формы, яркие цвета, через свободные, интуитивные линии. Возможно по приезде домой, я придумаю все таки что нибудь, чтобы запомнить эти чувства и своё восприятие этого города. Но пока что для меня место силы — Копенгаген. Мне кажется, так будет всегда. Чувствую, что это мой город. Мне там спокойно.


Люди

Мне нравятся: Helen Levi, @claycanoe, @franca_nyc, за ними я слежу очень давно.
Я по натуре — трудоголик. Мне нравится то, чем я занимаюсь, поэтому у меня нет особенного способа, как настроить себя на работу. Но бывает и такое, что у меня нет настроения работать: это чаще всего происходит после неудачного обжига, когда ты потратил много времени, сил, материала, открываешь печь, а там все брак. В такие моменты опускаются руки и не хочется ничего. Я беру перерыв. Через пару дней я возвращаюсь к работе, вдохновившись своим пинтерестом, где собраны красивые фотографии.
О ПЛАНАХ, МЕЧТАХ И НАПУТСТВИЯХ

Совет новичкам

Нужно большое желание, найти своего преподавателя, усидчивость, аккуратность, терпеливость. Именно по таким критериям я бы искала себе помощника. Думаю, именно это и важно.


Планы и мечты

У меня был год перерыва, я стояла на месте, накапливала новые силы в каком-то смысле. Из-за того, что мне приходилось не только заниматься изготовлением форм, дизайном, но ещё и выполнять кучу разных других процессов, морально это начало давить на меня. Поэтому мне хочется говорить не о планах, а о результате. По мере выполнения. Хотя меня, безусловно, радует, что мечты у меня все-таки появились, даже после такой долгой для меня паузы.

Инстаграм Даши Птицами: @ptitsamiok

ПОНРАВИЛСЯ ТЕКСТ? У НАС ЕСТЬ ЕЩЕ!